ТАИНСТВО ИСПОВЕДИ. ДЕТСКАЯ ИСПОВЕДЬ

Исповедь есть Таинство, в котором верующий в присутствии священника просит прощения у Господа за совершенные грехи, и получает это прощение от Самого Господа Иисуса Христа через священника.

Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

Еще Иоанн Креститель, подготовляя людей к принятию Спасителя, проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов. И крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1, 4-5).

Святые апостолы, получив на это благодать от Господа, совершали таинство Исповеди: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19, 18).

Для получения прощения (разрешения) грехов от исповедующегося (кающегося) требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

Как и когда совершается таинство Исповеди?

Исповедь совершается в нашем храме утром перед началом Божественной литургии.

Необходимо помнить, что надо приходить к началу Исповеди для того, чтобы участвовать в общей молитве, когда священник молится за всех кающихся. По окончании этих молитв он произносит следующее напутственное слово: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…» По-русски это наставление звучит так: «Дитя мое! Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись и не бойся, не скрывая ничего от меня, но скажи все, в чем согрешил, не смущаясь, чтобы принять оставление (грехов) от Господа нашего Иисуса Христа. Вот образ Его пред нами: я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что скажешь мне. Если же что-нибудь скроешь от меня, будешь иметь двойной грех. Ты пришел в лечебницу ― не уйди отсюда неисцелённым».

В чем заключается истинное покаяние?

Сущность покаяния не только в признании себя грешником — это было бы слишком просто,― но в оставлении греха, в изменении мировоззрения и самого образа жизни, приводящего ко греху!

В помощь в подготовке:

1) Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения Исповеди.

2) Игумен Игнатий (Душеин). Готовящемуся ко Святому Причащению:

000

00

0

2

3

4

5

6

7Детская Исповедь

Для подготовки ребёнка к таинству Исповеди рекомендуется прочитать книгу «Детская Исповедь. Как помочь вашему ребёнку».

Подготовка маленьких детей к Исповеди и Причастию

(из документа «Об участии верных в Евхаристии», одобренного на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html)

Подготовка детей ко святому причащению имеет свои особенности. Её продолжительность и содержание определяются родителями1 в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка.

Родителям, регулярно приводящим к Святой Чаше своих детей, что является благом, необходимо стремиться к причащению вместе с ними (при невозможности одновременно причащаться обоим родителям — поочередно). Практика, когда родители причащают детей, а сами редко приступают ко святому причащению, препятствует укреплению в сознании детей необходимости участия в Евхаристической трапезе.

Первая Исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая Исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет. При этом возраст совершения первой Исповеди, а также частота совершения Исповеди для ребенка в возрасте от 7 до 10 лет при ежевоскресном причащении должны определяться совместно духовником и родителями, с учетом индивидуальных особенностей в развитии ребенка и его понимания церковной жизни.

То есть раз в практике Русской Православной Церкви сложилось, что возраст первой обязательной Исповеди – семь лет, то в период  с 7 до 10 лет ребёнок должен научиться исповедоваться.

Нельзя, если у ребенка еще нет четко выраженного нравственного сознания, нет понимания греха или недолжного, принуждать его к Исповеди только потому, что «так положено». Недопустимо «выдавливать» из ребенка то, чего он еще не понимает просто потому, что хоть ему и исполнилось 7 лет, но он всё еще маленький ребенок.

Важно, что эти вещь четко обозначены. Теперь священник знает, что он не может подойти и сказать: «Тебе восемь лет, значит, ты не имеешь право причащаться без Исповеди». Частота Исповеди ребёнка тоже должна определяться духовником. Батюшка имеет возможность ребенку сказать, что он может просто подойти под благословение, если недавно исповедовался, чтобы он не придумывал себе грехи,  которых не  совершал.

Для детей до трех лет евхаристический пост (то есть полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения) не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак. С этого же времени следует учить ребенка прочитывать молитвословия ко святому причащению, содержание и объем которых определяются родителями в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребенка.

Восприемники должны принимать всемерное участие в воспитании детей в благочестии, в том числе побуждая их регулярно причащаться Святых Христовых Таин и помогая родителям приводить их ко Святой Чаше.

1 Здесь и далее: при отсутствии родителей или в случае лишения их прав соответствующие обязанности возлагаются на близких родственников, попечителей или опекунов.